Это интересно:

BLOG NesbeЧто такое детектив? Не будем ссылаться на словарное определение, скажем проще: детектив – злая сказка с закрученный сюжетом, изощрённо-предприимчивым преступником или целой бандой, гениальным и честным сыщиком или бригадой следователей. Беря в руки книгу данного жанра, читатель ориентируется на свои внутренние потребности: или отвлечься от быта (работы, общества), или занять ум, потренировать логику, или насладиться возмездием хотя бы в придуманном мире.

От писателя требуется выполнить свою работу качественно, с уважением к умственным способностям читателей разных возрастов и социальных слоёв.

Открываешь книгу и через некоторое время либо читаешь взахлёб, либо захлопываешь – не твой писатель.

Кстати, мастерство переводчика тоже может возвысить или убить мастерство автора. Если роман сразу не увлечёт, то никакие рекламные востороженные всхлипы не  помогут. Иногда все эти цифры продаж на обложках мешают объективности, будят духа противоречий, который заставляет читателя вредничать, перечить агентам, выискивать изъяны, даже хохотать над трагедийными эпизодами.

Наверное, такой казус произошёл и со мной, получившей возможность прочитать библиотечную новинку – лучший роман Ю. Несбё «Сын». Всю первую часть произведения хотелось вырезать, сократить или переделать. Чувствовала себя Станиславским на репетиции в театре с его знаменитым «Не верю!»

Не верю в главного героя, в его фантастически простой побег из тюрьмы с охранными наворотами, в его внезапное, словно по щелчку гипнотизёра, перевоплощение из арестанта, сидящего «двенадцать лет на тяжёлых наркотиках», в неуловимого, но слезливого мстителя-убийцу. Раздражала якобы скрытая табачная реклама. Или это была пародия, на классический, до боли знакомый образ литературного сыщика?

Разного рода неточности, приблизительность заставляли возвращаться к уже прочитанным страницам. Просыпался Шерлок Холмс, и начинались поиски истины. Мужчине, возможно, было бы безразлично, какой всё-таки стала причёска главного героя в первые дни побега. Он такую мелочь пропустил бы. Каюсь, я не смогла.

Не люблю разного рода книжные непонятки – зудят, мешают восприятию. Встречались и шедевры парадокса. Например, что один из героев «редко потел», т.к. «внутренний термостат был неисправен, когда он перенапрягался, он не потел, а только перегревался» из-за «наследственной предрасположенности». Понимаю, что пот должен был стать индикатором страха. Но зачем уж так-то непрофессионально!

Почему не захлопнула книгу и дочитала криминальный роман до конца? Читательское любопытство подвело…или спасло. Захотелось узнать, кто истинный виновник гибели полицейского и трагической судьбы членов его семьи. Отключила Станиславского и пошла с героем по дороге мести, уворачиваясь от пуль и трупов.

Хорошо, что писатель не забыл среди «мочилова» показать нормальную жизнь – спасительную параллельную вселенную, с влюблённостями, встречами, расставаниями, задушевными семейными беседами, заботами о близких, мечтами.

«Злая сказка» удивит читателя неожиданным окончанием мести, высветит неоднозначность друзей и врагов. Покажет пути «раскаяния», исправления ошибок. Порадует оптимистичной концовкой. И своеобразным юмором («посмотрим, не освободился ли труп», «с бутылкой шампанского в одной руке…и блондинкой – в другой», «дверь в сознание заскрипела»). Возможно, заинтригует мистическими сценами. Или оставит смутное ощущение, что автор всех одурачил – завуалировал пародию на жанр, героев, посмеялся над любителями детективов. В целом, «сказка» с задачей справилась: хитроумное зло разоблачено и зеркально наказано.

Если читатель молод душой, романтичен, сентиментален, непривередлив, с развитым чувством юмора, если готов окунуться в среду наркоманов с их специфическим бытом и словечками, познакомиться с криминальным миром Норвегии, тогда встреча с романом для него не станет разочарованием.

За критику же в адрес Ю Несбё прошу снисхождения у его страстных почитателей. Ваш кумир на страницах детектива тоже особо не церемонится, отпуская язвительные замечания в адрес известных людей и их творений. Даже на главу Белоруссии дерзнул замахнуться.

 

 В.Г. (автор захотел остаться анонимным).